
19 декабря 2009 года вполне может стать точкой отсчёта нового противостояния в Грузии. В этот день, несмотря на бурные протесты общественности, ветеранских организаций, оппозиционных лидеров и известного скульптора-монументалиста Мераба Бердзенишвили, в Кутаиси всё-таки взорвали мемориал в память грузинских воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Взрывники явно спешили. Они пытались опередить сторонников оппозиции, которые планировали окружить памятник «живой цепью», чтобы, как заявил накануне лидер оппозиционного «Белого движения» Тимур Шашиашвили, «не допустить его взрыва к 21 декабря, то есть ко дню рождения Михаила Саакашвили и Иосифа Джугашвили, как было запланировано нынешним тираном.
Итог спешки - 2 трупа. Во время взрыва один из обломков отлетел почти на километр – до пригородного квартала, называемого в Кутаиси «Автозаводским». Он попал в 35-летнюю Анну Джинчарадзе и её восьмилетнюю дочь Нану, которые находились во дворе дома. Девочка погибла на месте, а мать скончалась в больнице от полученных травм.
Сразу поняв, что происшествие грозит новым всплеском оппозиционной активности, Михаил Саакашвили прервал визит в Данию, где участвовал во Всемирном экологическом форуме, вернулся в Тбилиси, провёл заседание Совета национальной безопасности и принёс в жертву народному негодованию одного из своих ближайших соратников – губернатора региона Имерети Михаила Чоговадзе, отправив его в отставку «за служебное несоответствие». А против руководителей компании «Грузвзрывпром» прокуратура возбудила уголовное дело по обвинению в преступной халатности и непредумышленном убийстве.
Грузинский президент настаивает на том, что «грузины участвовали не в Великой Отечественной войне советского народа, а во Второй мировой войне человечества против нацизма».
Согласно новой интерпретации, на основе которой Саакашвили пытается сформировать новое восприятие новейшей истории, грузины, конечно, молодцы – они сражались с нацизмом наряду с американцами, новозеландцами, австралийцами и канадцами. Но символом их вклада в победу человечества (а не «советского народа») над нацизмом нынешний президент считает Поре Мосулишвили, героически погибшего в Италии, где он сражался в составе партизанского отряда, тогда как сотни грузин – героев Советского Союза – постепенно отодвигаются на задний план.
Таким образом, разрушение кутаисского мемориала, одновременно олицетворяющего коррупционный хаос и застой шеварднадзевской эпохи (тогда он был разграблен), а также «гибель грузин в чужих войнах и за чужие интересы» (так Великую Отечественную войну характеризуют лидеры правящей в Грузии партии), был именно революционной политической акцией, а не просто технической расчисткой местности для строительства нового здания. Но и кровавый «технический сбой» во время взрыва логичным образом будет иметь политические последствия.